Проект «Энциклопедия любимых стихов барнаульских поэтов»Убрать рекламу на сайтеДонат

Система Orphus

Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Любимые стихи » О поэте и его стихах » Комментарии к стихам Натальи Николенковой (Добавляйте свои комментарии к стихам Натальи Николенковой)
Комментарии к стихам Натальи Николенковой
vitkit3Дата: Четверг, 02.02.2023, 14:20 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 20
Репутация: 1
Статус: Offline


Мои комментарии к стихам Натальи Николенковой

Комментарии к конкретному стихотворению - очень приятная функция на Любимых стихах, не сразу это понял. И ещё не реализовал весь её потенциал. Но торопиться в этом случае совсем не требуется, буду пополнять этот пост новыми комментариями.

На каждое стихотворение есть ссылка, можете написать свой комментарий или ответить на мой.

Рейтинг одного стихотворения » Наталья Николенкова

***

Старик стреляет сигарету —
И не пожадничала я.
Возможно, именно вот в этом —
Предназначения моя.

А то ведь девушек — до чёрта,
Да и поэтов — до фига.

Великолепные стихи, катулловские, настоящая живая поэзия! Я бы их немного подсократил, от этого они бы только выиграли, вот так:
Старик стреляет сигарету —
И не пожадничала я.
Возможно, именно вот в этом —
Предназначения моя.


У Усыниных

Подогрев портвейн, мы сели пить.
Как бы рук в слезах не замочить?
Мы напьёмся, словно на прощанье.
То ли пиццу ставить на огонь,
То ль тереть ладонью о ладонь,
Расставаясь с юностью прыщавой?

Мы увиделись в мильонный раз,
Словно все в один ходили класс,
Словно все с рождения знакомы.
В чем причина старости — Бог весть,
Но сейчас мы постареем здесь
И с трудом дотащимся до дома.

Дай портвейна тёплого глотнуть,
Зеркало пошевели чуть-чуть,
Лет на десять пусть помолодеет.
Мы в разлуку выйдем, словно в путь,
И холодный май ударит в грудь,
И последний вдох заледенеет.

Усынины, Елена и Владимир, - многолетние активные участники множества культурных
проектов в Барнауле, придававшие тёплую дружескую атмосферу этим
проектам. Усынины - лучшие друзья для многих барнаульских художников и
поэтов, дорогие близкие люди, как близкие родственники, или даже ближе.


* * *

Красота, осколок мрака,
Маска смерти, зеркала.
Эта женщина, однако,
До любви не дожила.
Повернулась невесомо —
Это полуоборот —
Невеселый, невеселый,
Невеселый рот.
И о чем-то пела флейта
Над кладбищенской землей,
И змеи цветная лента,
Непонятная зимой,
Проплывала, проплывала —
А никто и не глядел, —
Только маленький ребёнок
В дудку тёплую дудел.

Время от времени (довольно часто) всплывают в голове любимые стихи. Сегодня эти. Не смыслы, а звучание, интонации, ритмические изгибы, музыка, убыстрения и остановки. Раньше стишок всплывал обычно, цепляясь за
«Проплывала, проплывала —
А никто и не глядел».
Сегодня - скороговорка «Красота, осколок мрака,
Маска смерти, зеркала», замедление «Эта женщина, однако» и расслабленно медленно «До любви не дожила». Значения слов заостряются и перестают быть обыденными и понятными, включается поэтический запрет на интерпретацию. Слова помогают удержаться в этом пространстве неизвестно чего, свидетельствуя о его реальности. Слова улавливают реальность, не противопоставляя себя ей как её описание, а проявляя себя как известные компоненты неизвестной реальности. Поэзия надёжный инструмент, чтобы усомниться в реальности известной реальности. Всё, что реально, неизвестно.


Согласитесь, вариант прочтения, который конкурирует с авторской орфографией, очень настойчив на каком-то бессознательном уровне: «Красота - осколок мрака,
Маска смерти - зеркала»? Отсюда и вывод: «Эта женщина, однако,
До любви не дожила».


* * *

Вот когда я была еще рыбой,
Мы с тобой сговориться могли бы.

Универсально-актуальное стихотворение.

* * *

Здравствуй, прощай или что-то ещё.
Впрочем, другого не существует.
Ты говоришь, что время пошло.
Время — прошло, это кто-то блефует.

Мёрзнет на небе комета хвостатая.
Девушки ходят гордо, как статуи.

Дятел сосну ковыряет в лесу —
Хрупкий ударник, смешной одиночка.
Тайную радость несу на весу,
Горькую, как тополиная почка.

— Мёрзнет ли Бог? — ребёнок спросил.
Но отвечать уже не было сил.

«Девушки ходят гордо, как статуи».
«— Мёрзнет ли Бог? — ребёнок спросил.
Но отвечать уже не было сил» - важнейшие слова для меня.


* * *

Жизнь угостит шоколадом, лимонным соком,
Будет нежна, как котёнок, будет жестока,
Будет подарки дарить, воровать надежду,
Спросит: "Вам повторить?" — и нальёт, конечно.
Выпей, выпей — иначе умрёшь от жажды!

Волшебный звуковой и ритмический рисунок. Формулировки простые и ясные - по отдельности, а все вместе образуют поэтическую пелену мира, хоть и похожего на наш, но всё же иного. Не безоблачного, не лакированного, но яркого, как вспышка молнии.

* * *

Не заиграйся в темноте,
Луна уже кругла,
И тени гибельные те
Скользят из-за угла.

Ты, улыбаясь, побежишь
Автобус догонять,
Чтоб эту маленькую жизнь
Увидеть и обнять.

Замёрзнут пальцы на ногах,
И побелеет рот.
В январских звёздах и снегах
Любовь тебя найдет.

Начнет по-детски бормотать
И отводить глаза,
Стоять и шарфик поправлять,
И забывать, и за...

Песенка, звуковой рисунок и звуковое колдовство.

* * *

Это не кровь, это клюквенный сок,
Пиротехнический выстрел в висок,
Это круги, и у каждого свой,
Это мозги на краю винтовой
Лестницы, движущейся впотьмах,
Как манекен на шарнирных ногах.
О, пропустите из круга в круг!
О, центробежная сила разлук!
Не перейти за чужую черту! -
Лучше Метелицу перечту,
Чтобы понять, что трамвай — ад,
Что тополя — говорят.
Каждый бывал одинок, как бог,
Каждый заведомо одинок.
И если встречи — не в "Петухе",
То и зачаты — не во грехе.
(Для обожанья друзей и врагов,
Для одиночесrва без берегов.)

Виртуозный способ выругаться, образцовый. Спасибо, Наталья.

СОНЕТ

Любимый, с крыши прыгает апрель,
Ломая хрупкий певчий позвоночник.
Зевака снова восклицает: "Кель
Ситуасьон!" — и музыка хохочет.
Попойки, сновиденья, дурняка,
Помойки, сигарет, Гребенщикова.
И петлей притворяется строка,
И флейтой притворяется, и снова —
Дождём, перевирающим слова,
Изгибом сибаритского кальяна.
Любимый, если музыка жива
И есть еще коньяк на дне стакана —
Звони, зови, кружится голова,
Летит апрель, самоубийца пьяный.

«Любимый, с крыши прыгает апрель» – как точно описано состояние. Трудно поверить, что для кого-то может такое состояние не знакомо.

***

Ангел на гусёнке,
Дальняя звезда.
Буду тонкой, звонкой
Всегда.

Девочки танцуют,
Мальчики молчат,
Зайчики рисуют
Волчат.

Улыбнётся ангел,
На тебя похож.
Если долго падать –
Уснёшь.

Очень тихо в мире.
И шаги твои.
Раз, два, три, четыре,
Живи!

Одно из любимых стихотворений. Но если честно, то начало и конец стихотворения я не понимаю. Догадаться и предположить, конечно, могу, но это ведь уже не про восприятие стихов.

А третье и четвёртое четверостишие по глубине и силе воздействия на меня мало с какими стихами сравняться (вру, преувеличил для яркости формулы, есть такие у меня, но не так уж и много, хотя не подсчитывал). Колдовские, заговор, такое сочетание слов, звуков и всего остального, что всё это вместе втягивает тебя в другую реальность. Это то самое, чего я жду от стихов, и в данном случае получаю сполна.


* * *

Горизонт безумно чист,
Небо — резкое, как свист,
Сердце — мягкое, как вата,
Твёрдое, как аметист.

Чёрный кофе на столе,
Нитка белая в игле.
Белый кот боится влаги,
Но плывёт на корабле.

Попугаи-какаду,
Муха сонная в меду.
Я боюсь листа бумаги,
Но на сушу не сойду.

«Горизонт безумно чист,
Небо — резкое, как свист» - колдовские строчки! Когда вспоминаю, заменяю «резкое» на «яркое». Почему, не знаю. Когда обнаруживаю ошибку, то понимаю, что «резкое», конечно же, верное слово.


ДВОЕ

Ангел волосы не моет,
Ангел песен не поет.
(То, как выпь, она завоет,
То хохочет, как койот.)

Ангел молча существует
Между небом и землей.
(А она-то знай танцует
Между смертью и игрой.)

Ангел книжку почитает
И под музыку заснет.
(Снегом душу заметает,
Снегом душу заметет.)

Не понимаю этого стихотворения, не воспринимается оно пониманием. Воспринимается как звуковая и ритмическая картинка. За это и люблю его.

***

Твой геморрой — уже не мой геморрой.
И это — совсем не метафора, мой дорогой.

Люблю короткие стихи, а ещё люблю весёлые, короткие и весёлые тоже. У Натальи таких достаточно много. Вот бы сделать такую подборку, уверен, стала бы вирусной в интернете.


Давайте различать то, что должно быть интересно, от того, что интересно на самом деле.
 
Форум » Любимые стихи » О поэте и его стихах » Комментарии к стихам Натальи Николенковой (Добавляйте свои комментарии к стихам Натальи Николенковой)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

МИНИ-ЧАТ