Мартын Белобородов. Кризис репутации. О книге стихов Натальи Николенковой

Наталья Николенкова

Мартын Белобородов. Кризис репутации. О книге стихов Натальи Николенковой «Карманная психиатрия».

Мартын Белобородов

Кризис репутации

Наталья Николенкова. Карманная психиатрия. Рисунки А. Третьякова. – Барнаул, 2001. – 112 с.

Хотя в выходных данных указан год 2001, книжка появилась из печати в сентябре 2002. Ну а предшествовало этому несколько лет упорной борьбы (иначе не скажешь!), которую вел продюсер проекта Виталий Коньшин. Вел, кажется, со всеми – и с самим автором (в качестве составителя), и с художником, и с дизайнером, и с верстальщиком (как автор оформительской концепции), а также со спонсорами и с издательством (как добытчик денег). Борьба эта заслуживает отдельного описания, и потому о ней мы распространяться здесь не будем. В итоге, кажется, Коньшин все-таки остался недоволен – недотянул до совершенства. Тем не менее, книга вышла – благодаря материальной поддержке барнаульского радио “Столица” (ди-джеем которого – причем звездным!- Наталья является) и, повторимся, несгибаемости Коньшина. Будем о конечном продукте и говорить.

Прежде, чем перейти собственно к разбору стихов, остановимся на нескольких моментах, имеющих к “Карманной психиатрии” самое прямое отношение. Во-первых, книга содержит 90 (!) рисунков работы Алексея Третьякова, мужа Наталья и врача-психиатра по совместительству. Нетрудно подсчитать, что для 100 страниц текста это не просто много, это уже переходит все границы и делает книгу чем-то вроде альбома со стихотворными подписями. Кажется, так и задумывалось. Рисунки, на наш вкус, хороши и разнообразны по технике. Из их списка, заботливо приведенного на странице 99, в нашем экземпляре книги отмечены галочками следующие: “Ленинградская миниатюра”, “Красное вино”, “Дума”, “Пионерский портрет” (портреты Натальи в разной обстановке), “На даче” (портрет дочери авторов стихов и графики) и “Бэмбик” (портрет их собаки)… И это – самый минимум.

Во-вторых нельзя не сказать и о том, что эту книгу вся читающая публика ждала с особым чувством. Уже 15 лет Наталья считается первым поэтом нашего околотка, ее всегда окружал благодарный и тесный круг поклонников – а более широкая публика могла познакомиться с ее стихами лишь по двум небольшим книжечкам – “Чтобы встретиться” (конец 80-х) и “Девятое марта” (середина 90-х). Мы намеренно не обозначаем даты – мы называем периоды. Всякому понятно, что это в современных условиях – целые геологические эпохи. И вот новая эпоха и – впервые! – большая, “настоящая” книга. Книга, выход которой неизбежно повлечет за собой кризис репутации автора. Это и понятно – горячие поклонницы Николенковой со стажем (а их весьма немало!) ждут от нее стихов подобных тем, за которые она им некогда полюбилась, коллеги-литераторы и их поклонники со злорадством точат карандаши подчеркивать неудачные строки и демонстративно разочаровываться, ну а прочая интеллигенция заранее готова повертеть и отложить “Карманную психиатрию” - ничего, дескать, особенного, а вот нам говорили…

Правильно Борис Пастернак некогда говорил про “вакансию поэта” (читай – Поэта, то есть общепризнанного таланта со стигматами явной гениальности) “она опасна, если не пуста”. Что до нас, то мы не сомневаемся – кризисы нужны, особенно кризисы репутации, и в данном случае такое испытание пойдет Николенковой только на пользу.

Скажем сразу, чтобы не томить дочитавших рецензию до этого неблизкого места – лично для нас высокая марка стихов Натальи была новой книгой в очередной раз подтверждена. Мы вновь не видим на горизонте никого, кто мог бы превзойти уровень ее говорения собственным, незаимствованным – и отработанным при этом до мировоззренческого абсолюта - языком. Другое дело, что это ощущение появилось у нас, кажется, не благодаря, а вопреки самому строю “Карманной психиатрии”. Именно к нему – то есть к составлению и композиции книги – и относятся преимущественно наши претензии.

Так, осталось непонятым, по чьей инициативе сюда были включены многочисленные двустишия, достойные исключительно грядущего полного собрания сочинений? Не будем их цитировать, чтобы не вводить упомянутые выше категории пристрастных читателей во искушение. Кроме того, Николенкова периода воспевания радостей провинциальной богемной жизни (типа употребления саможаренных зерен кофе с сухим миндалем, а также джаз- и рок-тусовок) – это Николенкова вчерашнего дня. Не включение таких стихов – можно смело говорить, классических для современной нашей поэзии – в рецензируемый сборник вполне закономерно. В конце концов, это не избранное и не собрание сочинений. С другой стороны, в “Карманную Психиатрию” вошли стихи аналогично аранжированные мировоззренчески – то есть, повторяющие былые образцы. А копия, скажем банальность, по любому до оригинала не дотянет.

А вот то, что заслуживает быть отмеченным прежде всего, потому как дает нам возможность представить яркую картину возможного развития поэта. Развития, абсолютно позитивного, неизбежно должного привести к новым победам. Это – “длинные стихотворения”, имеющие относительно четко выраженную сюжетность. Даже не стихотворения, а зачатки поэм. В них Наталья, сохраняя всю несомненную прелесть своей интонации и мировосприятия, освобождается от необязательности композиционных сцеплений и следующей из этого необязательности эпитетов и сравнений. Сюжет сам по себе диктует ей большую строгость и отвественность. И получается замечательно! Назовем прежде всего стихи из цикла “Любовь к Тезовым” (“Должна ли женщина курить?”), “Зима”, “Три дня, похожих на наркоз…”, “Подогрев портвейн…”. Список можно продолжать, но, увы, не слишком долго.

Зато невозможно – просто, без концепций – не поддаться очарованию многих строчек и фраз из других стихов. Например, это:

Но откуда тоска такая,
Гуще меда и слаще “Токая”,
Словно мы на вершине Алтая
И кончается кислород?

Или это:

Девочка глазеет на собачку,
Мама покупает шоколад.
Из какой таинственной заначки
Извлечен октябрьский променад?

Поверьте, “Карманную психиатрию” можно цитировать долго. А это означает только одно – кризис репутации, реальный ли, мнимый настоящим мастером преодолевается легко и с несомненной пользой для себя и для нас, публики.



Источник: http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number1312/zine_critics1316/publication1340
Категория: О поэте и его стихах: биография, эссе | Добавил: vitkit3 (14.02.2023) | Автор: Мартын Белобородов
Просмотров: 407 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3 | Теги: Наталья Николенкова, Виталий Коньшин, Карманная психиатрия, Барнаул 2001, Алексей Третьяков, Мартын Белобородов, стихи Натальи Николенковой
Всего комментариев: 5
avatar
0
1 vitkit3 • 08:04, 08.02.2025 [Материал]
«Ну а предшествовало этому несколько лет упорной борьбы (иначе не скажешь!), которую вел продюсер проекта Виталий Коньшин. Вел, кажется, со всеми – и с самим автором (в качестве составителя), и с художником, и с дизайнером, и с верстальщиком (как автор оформительской концепции), а также со спонсорами и с издательством (как добытчик денег)» - с дизайнером борьбы не было. Бывают, конечно, иногда, когда человек сам с собой ведёт борьбу, но это не тот случай. Дизайн книги был ясен для меня с самого начала: широкая серая полоска с номером страницы справа, тексты стихов выравненные по левому краю и рисунки небольшого размера. Размер рисунка подбирался особенный к каждому отдельному случаю. Перед тем как работать с размерами мы с Алексеем Третьяковым совместно определили место рисунка в книге. А перед этим я выстроил порядок стихов. Затруднений в выборе места для картинке не было, было удивительно, когда картинка находила своё место, как будто она для этого места и была сделана. Специально для книги были сделаны картины, портреты. Изначально была идея использовать только специально сделанные для книги портреты, но потом совместно с художником мы пришли к выводу, что будет уместно добавить многочисленные старые картинки на соответствующую тему. Доля новых, сделанных специально для книги картин в книге невелика. Новые и старые друг с другом не спорят, те и другие гармонично вплетаются в текст, создавая орнамент из текстов и картин разного размера. В этом и была задача - орнаментальность. Она получилась легко без мучительных поисков.

И да, кое-что не удалось реализовать, то есть в макете - удалось всё, что хотелось, но при печати выяснилось, что величина шрифтов неожиданно стала иной, чем в макете. Закралась какая-то ошибка в сохранении файла. Ошибка верстальщика, не моя. Обнаружилась ошибка уже при печати, денег на её исправления не было. Вёрстка страниц не развалилась, исчезла специальная постраничная подгонка величины шрифтов. В этом была специальная игра, которой теперь в книге нет. Новость была катастрофичной для меня, когда я обнаружил. Но в итоге только небольшая часть моего дизайна исчезла. Для меня она была важной.
avatar
0
2 vitkit3 • 12:52, 30.03.2025 [Материал]
ИЗ ЦИКЛА "ЛЮБОВЬ К ТЕЗОВЫМ"

***

Должна ли женщина курить?
Я отвечаю: несомненно!
Курить и пить, и говорить,
И делать все одновременно.

Уже не пахнущий мочой —
Но вашей вкусной сигаретой —
Приятен ваш подъезд ночной
Мне, рифмовалыцице отпетой.

Как классно поздно поутру
Проснуться не в своей постели,
Увидев Олину сестру,
А не свою. Да, в самом деле,

Пусть дома кофе напоят
И выделят кусочек сыра,
Но ветчина и сервелат —
Предметы из другого мира.

Прибавим пару этажей
И кошкой заменим терьера.
И муж становится свежей
От перемены интерьера.

О повелители ночей!
Хотела б я взамен опилок
Иметь такой запас свечей,
Иметь такой запас бутылок.

Иметь такую вот жену
(Когда бы родилась мужчиной),
И в эту тёплую страну
Абонемент иметь единый.

Конечно, проводив гостей,
Вы чувствуете облегченье —
Но для гостей, для сволочей,
Имеет ли оно значенье?

И мы придем еще не раз,
Как муравьи и как татары.
Пусть Света в красном встретит нас,
Пусть будет нежным и поджарым,

Веселым, как птенец скворца,
Андрей Адольфович, хозяин,
И дочь великого отца
Пусть дядю Лешу лобызает.

А мы докажем мужикам
В их тьме ужасно низких истин,
Что дружба женская крепка,
И БТРы наши быстры.

Пусть лук на галстуке висит,
И в хрустале потеет водка,
Пусть что угодно голосит
Лохматый композитор Вотин.

Должна ли женщина курить,
Мешать ли спирт со скипидаром?
"Корова", "Спичка" до зари,
И буриме, и мемуары,

И легкий флирт, и легкий крен,
И кайф горохового супа.
Ну что вам предложить взамен?
Есть только кровь. Вторая группа.
avatar
0
3 vitkit3 • 12:54, 30.03.2025 [Материал]
А вот прикол: «Должна ли женщина курить? Я отвечаю: несомненно! Курить и пить, и говорить, И делать все одновременно» © Наталья Николенкова

Обсуждение Цитаты
Интересная цитата! Она затрагивает тему свободы выбора и личной ответственности. Важно помнить, что каждый человек имеет право делать свой выбор, включая курение и употребление алкоголя. Однако стоит учитывать и последствия этих действий для здоровья.
Риски Курения
Курение связано с множеством серьезных рисков для здоровья, включая:

Заболевания легких
Сердечно-сосудистые болезни
Рак

Личное Мнение
Каждый имеет право на свое мнение по поводу курения. Некоторые могут воспринимать это как способ самовыражения или часть образа жизни, в то время как другие видят в этом только негативные последствия.Если вам интересно обсудить это подробнее или узнать о статистике, дайте знать!
avatar
0
4 vitkit3 • 17:34, 30.03.2025 [Материал]
«Должна ли женщина курить? Я отвечаю: несомненно! Курить и пить, и говорить, И делать все одновременно» © Наталья Николенкова
Обсуждение цитаты
Цитата Натальи Николенковой поднимает интересные вопросы о свободе выбора и стереотипах, связанных с поведением женщин. Она выражает идею о том, что женщины имеют право делать то, что они хотят, включая курение и питье, без осуждения.
Вопросы для размышления

Свобода выбора: Должны ли женщины (или любые другие группы) следовать определенным социальным нормам, или они вправе делать выбор, основываясь на своих предпочтениях?
Социальные стереотипы: Как общество воспринимает женщин, которые курят или пьют? Существует ли двойной стандарт в отношении мужчин и женщин в этом контексте?

Эта цитата может вызывать разные мнения и обсуждения, и она является хорошей основой для дальнейшего анализа тем, связанных с гендером и свободой выбора.
avatar
0
5 vitkit3 • 17:34, 30.03.2025 [Материал]
«Должна ли женщина курить? Я отвечаю: несомненно! Курить и пить, и говорить, И делать все одновременно» © Наталья Николенкова
Workflow
Thinking
Responding
Размышление над цитатой
Цитата Натальи Николенковой представляет собой яркий пример провокационного и, возможно, ироничного высказывания, которое поднимает вопросы о свободе выбора, гендерных стереотипах и общественных ожиданиях.
Основные идеи цитаты

Свобода личности
В словах: "Курить и пить, и говорить, и делать все одновременно" можно увидеть отстаивание права женщины на свободу действий. Это может быть интерпретировано как вызов общественным нормам, которые иногда ставят ограничения на поведение женщин.

Ирония и вызов стереотипам
Упоминание курения и питья, которые традиционно могли считаться "неженственными" занятиями, вероятно, имеет ироничный смысл. Автор, возможно, намеренно гиперболизирует, чтобы подчеркнуть абсурдность ожиданий, что женщина должна вести себя "идеально".

Многозадачность как сила
Фраза "делать все одновременно" может намекать на способность женщин к многозадачности и управлению разными аспектами жизни одновременно. Это может быть как ироничный комментарий, так и восхищение.

Контекст и интерпретация
Если рассматривать цитату в контексте современной литературы или поэзии, она может быть прочитана как манифест против общественного давления. Это утверждение права женщин на самовыражение, которое не должно ограничиваться устаревшими стереотипами.
Ваше мнение?
Как вы сами воспринимаете эту цитату? Она кажется вам ироничной, вдохновляющей, провокационной или, может быть, заставляет задуматься о роли женщины в обществе?
avatar